Это очень редкая фотография. Она сделана в 1988 г. в Казани и на ней запечатлены Флора Вагаповна Ахметова, её муж Баки Идрисович Урманче и её брат Ахметов Адип Вагапович.
Адип Вагапович Ахметов родился в юртах Чебургинских Тобольского района в 1930 г. В 1948 г. окончил Тобольское педучилище и по распределению был направлен в Ямало-Ненецкий национальный округ, где работал до пенсии учителем начальных классов, учителем русского языка и литературы, директором. Без отрыва от основной работы получил высшее образование, окончив пединститут. Выйдя на пенсию, поселился в Омске.
Флора Вагаповна Ахметова – фольклорист, старший научный сотрудник Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук РТ, кандидат филологических наук, лауреат Госпремии им. Габдуллы Тукая, заслуженный деятель культуры Республики Татарстан. В 1968 г. под руководством доктора филологических наук Хамита Хуснутдиновича Ярмухаметова она защитила кандидатскую диссертацию по теме «Отражение образцов народного творчества в произведениях татарских писателей». А за год до этого события наша Флора-апа вступила в брак с выдающимся скульптором, живописцем и графиком Баки Идрисовичем Урманче и стала носить фамилию Ахметова-Урманче.
Сегодня речь идёт о 125-летнем юбилее великого деятеля татарского искусства Баки Урманче. Вместе с тем, сделав краткий экскурс в богатейшую сокровищницу фольклора, мы увидим, какую казну “алмазов” и “золота” добыла, собрала, обработала, оставила татарскому народу Флора Ахметова-Урманче, каким энциклопедически образованным человеком она была.
Многие научные фундаментальные серии – “Эпическое наследие народов Евразии” (Москва), “Фольклор народов Сибири” (Новосибирск),
“Свод татарского фольклора” (Казань) – были подготовлены и вышли в свет с участием нашей знаменитой землячки Флоры Вагаповны. В последние годы жизни кропотливым самоотверженным трудом подготовила к изданию на русском языке “Антологию фольклора сибирских татар”, том сибирско-татарского фольклора В.В. Радлова (к переизданию), издала фундаментальные книги “Татар эпосы. Дастаннар” (Казань, Академия наук, 2004), “Татар эпосы. Бәетләр” (Казань, Академия наук, 2005), “Баки Урманче и татарская культура” (Казань, Академия наук, 2005), автобиографическую книгу одного из выдающихся теологов своего времени, родившегося в Западной Сибири и похороненного в 1944 г. в Японии, Рашида-хаджи Ибрагимова. Эта книга была переиздана в Тюмени под названием «Дәүре галәм» в 2007 г.
Скульптор, художник Урманче Баки Идрисович в 1967 г. был удостоен Государственной премии имени Габдуллы Тукая за скульптурные портреты видных деятелей татарской культуры Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля, Фатиха Амирхана, Габдуллы Кариева, Галимджана Ибрагимова.
Народный художник Татарстана и Российской Федерации, заслуженный художник Республики Казахстан, лауреат премии имени Габдуллы Тукая Республики Татарстан Баки Идрисович Урманче родился 23 февраля 1897 г. в деревне Куль Черкене ныне Буинского района Татарстана и прожил большую плодотворную жизнь. Нагорная сторона Поволжья известна своими культурными устоями, обычаями, развитым художественным творчеством. Он был четвертым ребенком, первым сыном и рос в счастливой семье имама деревенской мечети Идриса и мастерицы-вышивальщицы Махджубы Урманче, имел шесть сестер, двух братьев. Дед его Хасан Урманче жил трудом красителя. Вышивка и ткачество, рисование узоров, народные промыслы были неотъемлемыми занятиями и в семье Урманче. Рисовал и лепил он с самого раннего детства. Десяти лет он приехал в Казань с уже оформившимся желанием научиться хорошо рисовать. Но в медресе рисованию не учили, а двери Художественной школы для татар были практически закрыты. Баки Урманче много ездил по стране. В юности он был шахтером Донбасса, рабочим Надеждинских заводов на Урале, учителем на Тамбовщине, в годы первой мировой войны служил в Средней Азии. Лишь после Октябрьской революции, работая в Глазове школьным инспектором, он получает первые уроки рисования в местной художественной студии,
Баки Идрисович стоял у истоков татарского профессионального изобразительного искусства. Это первый художник из татар, получивший высшее профессиональное образование в советском художественном вузе: сначала в Казанских свободных художественных мастерских, куда он поступил в 1919 г, затем во ВХУТЕМАСе в Москве. Во ВХУТЕМАСе Урманче учится на двух факультетах, скульптуре – в мастерской Анны Семёновны Голубкиной (ученицы великого Родена), и живописи – у Александра Васильевича Шевченко.
В 1926 г., окончив институт, художник возвращается в Казань. Работает завучем и преподавателем Художественной школы (в те годы – техникума),
создает и собственные полотна, организует художественно-керамические мастерские, пишет статьи, делает иллюстрации, читает лекции и руководит секцией искусства в Доме татарской культуры. В 1929 г. Баки Урманче попал под первую волну сталинских репрессий и по обвинению в национализме с младшим братом Хади был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), удалось вернуться ему одному через 5 лет. В Казани прежней жизни уже не было и художник перебирается в Москву, со временем его принимают в Союз художников, посылают в творческие командировки на нефтепромыслы Башкирии, шахты Донбасса, его работы получают признание.
В 1934 г. он принял участие в Первой выставке молодых художников России. В 1937 г. художника принимают в члены Московского отделения Союза художников, приглашают работать на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. С 1941 г. Баки Урманче живет и работает в Алма-Ате. Лучшие работы того времени по живописи и графике созданы художником именно там: портреты Абая, Амангельды, Мухтара Ауэзова, картины, пейзажи, натюрморты и др. С 1952 г. – Самарканд, Ташкент.
После долгих лет скитаний по Подмосковью, Белому морю, Средней Азии в 1958 г. Урманче получает удачный заказ по оформлению Декады татарского искусства и литературы в Москве. Положив начало новому факультету скульптуры в Ташкентском художественном институте, 60-летний Баки Урманче возвращается на родину, в Казань. Приезд в родные места стал для него могучим импульсом творческого вдохновения, катализатором, который вызвал к жизни новые качества его творчества.
В Казани создаются основные скульптурные работы, портреты деятелей татарской культуры. В 1976 г. он создает в родных местах поэта Габдуллы Тукая, в селе Кырлай, уникальный Тукаевский комплекс, в котором все – от здания музея и скульптурного изображения Тукая до декоративного оформления и воплощений персонажей, созданных поэтом и «населяющих» парк, — выполнено по единому замыслу и проектам Урманче.
Умер Баки Идрисович Урманче 6 августа 1990 г., прожив девяносто три года, умер в зените славы, при жизни став классиком татарского изобразительного искусства. Флора Вагаповна Ахметова-Урманче скончалась в Казани в своей квартире 16 октября 2007 г. Она похоронена рядом со своим супругом Баки Идрисовичем Урманче.
Leave A Comment