Инициатором мероприятия выступила Тюменская региональная общественная организация ветеранов десантных войск “Союз десантников”
С вступительным словом к участникам обратился председатель Союза десантников Григорий Григорьев. В своей речи он высказал мысль о необходимости нахождения путей для решения вопросов возможного потока беженцев из Афганистана и сопутствующих этому проблем.
– Люди долгое время жили в вакууме. Они не умеют ничего, кроме как воевать. Что мы будем делать, если они придут к нам с Кораном и автоматом руках? Мне звонят женщины, они высказывают глубокое беспокойство со сложившейся ситуацией в Афганистане, – сказал он.
Доктор исторических наук, ведущий эксперт Экспертного научного центра по противодействию идеологии экстремизма и терроризма Тюменского государственного университета, профессор Александр Ярков напомнил присутствующим, многие из которых проходили службу в Афганистане и на Северном Кавказе, про баткенские события 1999-2000 годов. Тогда, по словам Яркова, среди боевиков, попавших в плен вооружённым силам Кыргызстана был и уроженец Тюменской области Руслан Абдуллин.
– Руслану была предоставлена возможность пообщаться с журналистами местных телеканалов. Когда ему задали вопрос о том, чтобы он сделал, если бы сейчас получил свободу? Он ответил, что сделал бы тоже самое, то есть, воевал, – сказал Александр Павлович.
Профессор ТюмГУ, рассуждая о судьбе завербованных в террористические группы россиян, провёл аналогию между Русланом Абдуллиным и его однофамильцем и земляком Раушаном Абдуллиным, который, являясь служащим вооружённых сил Российской Федерации, защищая мирных жителей и государственные интересы своей страны, погиб в вооружённом конфликте в Южной Осетии в 2008 году.
– Вот так, два уроженца Тюменской области, два соплеменника, однофамильца выбрали абсолютно разные пути. Один погиб, защищая мирных граждан от врагов, другой, наоборот нападал на людей, за что и получил суровое наказание, – заключил Ярков.
– Поначалу талибы обещали всем военнослужащим афганской армии амнистию, но уже сейчас они проводят ночные спецоперации, в ходе которых задерживают и арестовывают бойцов спецназа правительственных войск, – поделился курсант Тюменского высшего военно-инженерного училища из Афганистана Саджед.
Неизвестна и будущая судьба Саджеда и его сокурсника Ахмадзая. Они ещё не знают куда им идти после окончания учёбы. По словам преподавателя ТВВИКУ Владимира Мишина, выпускники Училища, находящиеся сейчас в Афганистане, пишут письма в Министерство обороны России с просьбой решить их вопрос, так как они опасаются мести со стороны талибов (движение “Талибан” запрещено в РФ).
Ахмадзай, помимо всего прочего рассказал собравшимся об истории возникновения движения «Талибан» (запрещено в РФ). По его словам, слово «талиб» арабского происхождения, которым называют учащихся религиозных школ. По его мнению, в первую очередь в развитии данного движения заинтересован Пакистан, так как 140 лет назад эмир Афганистана заключил с англичанами договор, согласно которому часть афганской земли передавалась Британской Короне на временное пользование.
– Так, после ухода англичан часть нашей страны оказалась в составе нового государства Пакистан. Видимо, в целях недопущения отторжения северных и северо-западных районов, Исламабад старается сохранять напряжённую обстановку в Афганистане, – сказал Ахмадзай.
Советник муфтия Тюменской области по связям со СМИ и общественностью, сотрудник Центра патриотического воспитания Управления молодёжной политик ТюмГУ Динар Нафиков, отвечая на вопрос модератора, заданного в начале встречи относительно того, стоит ли боятся афганских беженцев или нет, пояснил, что большой отток населения из Афганистана происходил и во время присутствия в этой стране войск НАТО. По его словам, основным направлением движения беженцев была Турция.
– Через Иран афганцы стремились попасть в Турецкую Республику, а оттуда в Евросоюз. Чтобы пересечь территорию Ирана каждый беженец отдавал 1000-1500 тысяч долларов. За последние десять лет, турецкие пограничники задержали и депортировали порядка 400 тысяч афганских беженцев. В целях недопущения незаконной миграции, Турцией было принято решение о строительстве заградительной стены на границе с Ираном, протяжённость которой составляет 380 километров. Этот проект уже почти полностью реализован. Наряду с этим, при финансовой поддержке Евросоюза, турки оснастили эту стену датчиками движения и камерами наблюдения, – сказал он.
Динар Амирович считает, что особо бояться беженцев не стоит, так как, если они будут пребывать в Россию, то это будут в основном узбеки и таджики, компактно проживающие на севере Афганистана.
– Не стоит бояться того, что они, придя сюда, начнут борьбу за веру. Они всегда сопротивлялись талибам. Они исповедуют ту же версию ислама, которую исповедует большинство населения Таджикистана и Узбекистана. Это же религиозное направление распространено и в России, – сказал он.
Помимо этого, спикер заострил внимание присутствующих на наличие иной угрозы, которая может исходить из Афганистана – это запрещённая на территории России террористическая организация ИГИЛ-Хорасан, боевики которой с 2015 по 2018 годы активно действовали на приграничных с Пакистаном регионах Афганистана.
– На северо-западе Пакистана есть неконтролируемые центральным правительством горные территории, на которых дислоцируются базы боевиков различных террористических организаций, такие как Исламское движение Узбекистана, ИГИЛ-Хорасан и другие. Там же с 1999 года базировались члены так называемого Джамаата Булгар, состоявшего в основном из граждан России. Ожидается, что в ближайшие 2-3 года на фоне вывода сил НАТО из Афганистана произойдёт возрождение этих движений, что в итоге приведёт к очередной гражданской войне в Афганистане, так как игиловцы и талибы не признают друг друга и враждуют между собой, – отметил он.
Мероприятие подытожил Александр Ярков, сказавший, что в подбрюшье России находятся республики, которые так или иначе остаются нашими и которые надо защищать и помогать их населению.
– Это наши бывшие сограждане, они воспитаны в советской культуре, это наши союзники, и мы, конечно, ни в коем случае не должны оставлять их без нашей помощи и поддержки, – подчеркнул он.
Leave A Comment