images

Габдулла Тукай занимает особое место в истории татарского народа

Поэт Габдулла Тукай занимает особое место в истории татарского народа. Он сделал для татарской поэзии не меньше, чем для русской – Александр Пушкин, этот тезис присутствует во всех исследованиях о жизни и творчестве национального поэта Татарстана.

Тукай неоднократно обращается к теме близости русского и татарского народов. «Вовеки нельзя нашу дружбу разбить, нанизаны мы на единую нить» «Наш след не исчезнет на русской земле, мы – образ Росси в зеркальном стекле», – пишет он. Свободное существование татарского народа в рамках свободной России – так татарский идеал был выражен Тукаем.

«Мы с первых лет жизни слышим его сказки и стихи, а в юности напеваем «Зиляйлюк». Практически каждый поэт писал о языке матери, а стихотворение Тукая «Родной язык» стало народным гимном. Творчество Тукая таково, что к нему постоянно возвращаешься и с годами открываешь в нем иные мотивы, о которых не думал в юном возрасте. Некоторые стихотворения уже знаешь на память, но вновь и вновь в них обнаруживаешь непостижимую глубину великого слова»

«Появление Габдуллы Тукая на литературной и общественной арене было далеко не случайным. История разных народов знает такие периоды, когда жизнь нации резко ускоряется и появляются выдающиеся фигуры, востребованные временем. В Европе таковой была эпоха Ренессанса. Татарский народ пережил такой бурный период на рубеже ХIХ-ХХ вв. Современниками Тукая были Сагитт Рамиев, Гаяз Исхаки, Дэрдменд, Мажит Гафури, Галиаскар Камал и близкий друг Тукая писатель Фатих Амирхан. Он, как и многие выпускники медресе «Мухаммадия», под влиянием выдающегося наставника Галимджана Баруди, наряду с восточной цивилизацией, начал обращать свой взор на русскую и европейскую культуры. Тукай был немногословен. Говорил дипломатично, тщательно взвешивая каждое слово. Жил исключительно поэзией и в этом смысле был святым. Он не разменивал свой божий дар. В Казани Тукай работал, как бы зная, что ему отпущено мало времени. Газеты и журналы полны его произведениями, издатели, редакторы газет и журналов зовут наперебой, состоятельные купцы предлагают деньги для лечения. Творчеством великого татарского поэта восхищались Есенин и Горький, его стихи переводили Анна Ахматова и Семен Липкин.

Сегодня написаны сотни произведений, снято немало фильмов, его именем названы улицы, ему поставлены памятники, открыты музеи. Впоследствии в татарскую литературу пришло много замечательных поэтов, но все они сверяли свои мысли с творчеством великого Тукая. Тукай задал вектор национального развития, и мы все оказались к нему привязаны. Он пришел в переломную эпоху, когда татары заговорили о себе в полный голос. Эта эпоха навечно останется для нас судьбоносной.

Г. Тукай вобрал в себя мировую культуру и Востока, и Запада, т.к. понимал, насколько важно для татарского народа быть близким не только к русской культуре, но и к западной, европейской. Тукай жил и работал в очень важный переломный момент, когда татарские историки и философы, публицисты размышляли о своем месте на этой планете.

Сегодня, когда через 135 лет мы возвращаемся к его наследию, татарский народ снова размышляет о том, как жить в этом мире, развиваться, как быть самостоятельным, самобытным, духовно независимым народом и одновременно жить рядом с другими народами России.

Люди, рождающиеся сиротами, всю жизнь преодолевают это сиротство. Тукай же нашел семью не только в Татарстане и в татарском народе, он нашел ее во всем мире.

Памятные вечера завершаются коллективным исполнением песни «Туган тел» на стихи Тукая, ставший своеобразным гимном татарского народа.

Ниже вы можете ознакомиться с материалами на эту тему:

Leave A Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *