avanka

С древнейших времен в костюмах всех народов головные уборы являлись обязательным атрибутом

Они входили в единый стилевой комплекс, оберегали голову от дурных воздействий. Не случайно любая религия также предусматривает покрытие головы. Невозможно представить татарский костюм без искусно расшитых калфаков, в лучших своих образцах поднявшихся до уровня художественных произведений. Калфак—древний женский татарский головной убор, получивший широкое распространение практически у всех групп татар. Калфак стал неотъемлемой частью классического национального татарского костюма. В источнике Елены Юрьевны Смирновой «Одежда татар Западной Сибири» курдакско-саргатские татары девичью шапочку называли калфаком, маленький колпачок не надевавшийся на голову, а прикрепляющийся к ней, они явились прямым заимствованием у поволжских татар. У казанских татар калфак имел немного другую форму, он был больше, длиной до 50 см, отвивающийся назад конец калфака заканчивался конусом и имеет кисть, что подтверждается в источнике «Татарская народная одежда» автора Рамзиии Мухамедовой. Основным материалом был бархата разных цветов: зеленый, фиолетовый, коричневый, бордовый. Богато украшался вышивкой, расшивался золотыми и серебряными нитями, бисером. Узоры в вышивке чаще всего цветочно-растительного характера, они черпались из окружающей природы, использовали цветы и листья. Одним из излюбленный элемент в татарском орнаменте – тюльпан, является символом возрождения. Поверх калфака замужние женщины надевали платок. В фондах нашего музея целая коллекция калфаков. Если рассматривать период с конца XVIII до начала XX века, то форма, размеры, орнаментация калфаков, впрочем, как и весь национальный костюм, постоянно изменялись. На витрине представлены калфаки различных цветов и размеров, расшитые бисером, монетками и вышитые золотыми и серебряными нитями, подаренные жителями нашего села. На временной выставке -вот эти два калфака, вышитые цветными нитками из сундука Муслимовой Бибикамал, фонд музея Ембаевской средней школы. В начале XX века среди татарских женщин, в большей степени у интеллигенции и горожан, распространилась европейская форма одежды, однако калфак, несмотря на уменьшение в размерах, остался традиционным головным убором, подчёркивавшим национальность женщины. В советское время калфак перестал быть повседневным головным убором и стал надеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма. Нэля Асхатовна Файзуллина Нэля Файзуллина , Хранитель музейных фондов Ембаевского сельского музея

Leave A Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *