178800_1256268b53f8

День рождения легенды Тюменского района

Люция Хабибуллина – педагог, исследователь, писатель
В 2015 году переиздана классическая монография Люции Хабибуллиной «Литература родного края». Первоначально она издавалась в 2002 году в двух частях. С того времени учителя татарского языка и литературы активно пользуются книгами Люции Бадретдиновны. Они помогают при изучении литературы родного края, при проведении мероприятий, направленных на изучение этнокультурного компонента, написании исследовательских работ о писателях родного края. На протяжении многих лет она активно сотрудничает с учителя татарского языка и литературы Тюменской области, принимает участие в проведении районных методических объединений, является наставником молодых учителей. Люция Бадретдиновна Хабибуллина, учитель татарского языка и литературы Акияровской школы Тюменского района, отличник просвещения РСФСР, член Союза журналистов РТ и РФ, достойный продолжатель педагогической династии, основанной отцом, народным учителем Бадретдином Гарифуллиным, автор книг и многочисленных статей, родилась 7 декабря 1926 г. в юртах Тукузских Вагайского района Тюменской области.
Самостоятельная трудовая педагогическая деятельность, полная непредвиденных трудностей, открытий и радостей, началась с должности учителя математики в той самой школе, где когда-то училась сама. Молодая учительница за дело взялась с душой. Руководство района доверило вести такую сложную дисциплину, как математика, и Люция Бадретдиновна решила соответствовать занимаемой должности во всем. Заочно окончила физико-математический факультет Тобольского учительского института. В 1947 г. был получен первый в жизни диплом о высшем образовании.
Природа наградила Люцию Бадретдиновну педагогическим дарованием и в области гуманитарных наук. Жажда новых знаний, стремление непрерывно повышать уровень, тяга к исторической родине предков (со стороны отца) привели двадцатидвухлетнюю девушку в стены Казанского педагогического института. В 1948 – 1950 гг. она учится на филологическом факультете. Министерство просвещения ТАССР сочло нужным распределить молодую выпускницу в Кыштырлинскую семилетнюю школу Тюменского района. Именно с 1950 г. Люция Бадретдиновна в течение почти полувека вплоть до ухода на заслуженный отдых связывает свою судьбу с преподаванием родного языка и литературы. Свой третий диплом о высшем образовании Л.Хабибуллина получает по окончании историко-филологического факультета Казанского педагогического института (1965 г).
С 1953 по 1997 гг. Люция Бадретдиновна и ее супруг Хатип Хуббатуллович Хабибуллины трудятся в Акияровской восьмилетней школе Тюменского района. Он работает директором, она – рядовым учителем.
Сколько уроков дано, сколько педсоветов посещено, сколько конспектов написано, сколько детей выучено, сколько книг перечитано, сколько методических семинаров, совещаний, открытых уроков, внеклассных мероприятий, классных часов проведено, сколько тетрадей проверено, сколько сил, энергии, труда вложено…
С 1973 г. Акияровская школа становится опорной, базовой по изучению и распространению передового педагогического опыта творчески работающего учителя Л.Хабибуллиной. Здесь ежегодно проводились семинары, научно-практические конференции для преподавателей родного языка и литературы области. В школе побывали многие писатели, поэты и именитые люди из Республики Татарстан и других регионов России: З.Нури, И.Юзеев, Т,Миннуллин, Х.Сарьян, А.Исхак, А.Расих, Т.Айди, музыковед М.Нигмадзянов, ученые-языковеды Б.Мифтахов и Г.Адхамова, детские поэты Ш.Галиев и М.Файзуллина. Гости и посетители школы были очарованы эрудицией педагога, эмоциональным проведением занятий, мастерским раскрытием красоты родной литературы. В своих отзывах они подчеркивали то серьезное внимание, которое уделяется самовоспитанию и саморазвитию учащихся, воспитанию чувства любви к Родине, к культуре родного народа, к родному языку. Ученые, анализируя уроки Люции Бадретдиновны, говорили: «Основу современного урока литературы должна составлять активная деятельность самих учащихся, урок литературы должен быть интересным, разнообразным, ёмким, содержательным. Именно это мы и увидели сегодня на практике. Учительница Л.Хабибуллина использует такие нетрадиционные типы уроков, как уроки-семинары, лекции, уроки-путешествия в мир знаний, мир писателя, мир поэта и многие другие».
В те годы Л.Хабибуллина не только принимала лучших учителей у себя в школе, но и сама ездила в творческие командировки. Она участвовала в более чем двадцати Всероссийских и региональных научно-практических конференциях (Казань, Уфа, Тюмень, Тобольск). Была делегатом I, II, III съездов учителей и съезда женщин-казашек, съезда женщин Тюменской области. Наиболее значительным стало участие в научно-практической конференции в Казани, посвященной концепции проблемного обучения, доктора педагогических наук, профессора, академика РАО М.Махмутова, а также в семинаре тюркоязычных учителей в Уфе.
Более тридцати лет Люция Бадретдиновна находится на заслуженном отдыхе, но по-прежнему ведет активный образ жизни. Она ежегодно выступает на областных научно-практических конференциях «Сулеймановские чтения», «Занкиевские чтения», «Тумашевские чтения». Участники конференций помнят ее глубокие содержательные доклады «Фольклор и литература родного края», «Литература родного края – региональный компонент в школьной программе», «Современная татарская литература последнего десятилетия» (О писателях и поэтах РТ), «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы», «Использование краеведческого материала по интегрированному курсу изучения татарского языка и литературы и во внеклассной работе», «Образ великого татарского поэта Г.Тукая в стихах местных поэтов Булата Сулейманова, Сагита Сагитова и др.», «Образ борца М.Джалиля в произведениях Галии Абайдуллиной и Ирека Махиянова».
С осуществлением демократических преобразований в обществе и ростом национального самосознания возрос интерес к педагогическим, нравственно-этическим и культурным ценностям. Весьма своевременным и актуальным стало издание в 2002 г. двухтомной книги «Туган як әдәбияты» («Литература родного края») Л.Хабибуллиной. Ее заслуга в том, что впервые в региональном и отечественном литературоведении она системно представила богатый материал по литературному краеведению Тюменской области, разработала и теоретическую, и методическую основу данного предмета. Двухтомная книга составлена в виде учебника-хрестоматии для учащихся средней школы по литературному краеведению, что придает ей особую ценность. Автор, исследователь литературного процесса сибирских татар, проживающих в данном регионе, рассматривает этот процесс в контексте всеобщей истории татарской литературы, т.е. в исторической целостности. Опытный педагог, имеющий отличную теоретическую вузовскую подготовку, богатейший опыт работы в средней школе, свидетель творческого взлета местных самобытных писателей и их современник, Люция Бадретдиновна умело преподносит свой материал, строит систему заданий и вопросов для лучшего усвоения материала учащимися. Книга получила прекрасные отзывы в прессе, она востребована учащимися школ, лицеев, колледжей, вузов, преподавателями, методистами образовательных учреждений, работниками библиотек. А для учителей татарской литературы она стала настольной книгой.
Заслуженный педагог Люция Хабибуллина зарекомендовала себя и как профессиональный журналист. Активную журналистскую деятельность начала в годы выхода в Тобольске татарской газеты «Ленин юлы» (середина 1960 гг.). В последующие годы активно сотрудничала с такими изданиями Татарстана, как «Сөембикә», «Казан утлары», «Татар иле», «Мәдәни җомга». Знаток классической татарской поэзии, прозы, драматургии, Л.Хабибуллина щедро делится своими богатыми знаниями с читателями областной татарской газеты «Яңарыш». Часто выступает с критическими статьями, направленными на правильную и добрую оценку зарождающейся в Западной Сибири татарской словесности и художественной литературы.
О педагогической и общественной работе Л.Хабибулловны можно говорить много, долго и исключительно в превосходных степенях. Можно обойтись и без слов, особенно если следовать известной всем мудрости: суди о человеке не по словам, а по делам… Для этого читателю нужно обратиться к сотням опубликованных статей на татарском языке, к книгам…
Новая книга, которую Л.Хабибуллина представила читательской аудитории в конце 2008 г., относится к разряду человеческого подвига… Уважаемая в народе учительница, известная тысячам жителей Тюменской области как отличник просвещения, как член Союза журналистов РТ и РФ, как ученый-педагог, создавший двухтомную книгу «Литература родного края», на этот раз выступила в роли историка! Кто бы мог подумать, что хрупкая женщина в преклонном возрасте напишет труд, который даже физически и самостоятельно ей привезти из Акияр в Тюмень невозможно, настолько он увесист и тяжел! Более тысячи страниц рукописного текста формата А-4 на высококачественной финской бумаге! Пришлось редактору областной татарской газеты «Янарыш» Алсу Сагитовой садиться за руль редакционной «Нивы» и возить Люцию Бадретдиновну и ее рукопись из села в город и обратно в поисках спонсоров! К счастью, авторитет автора в педагогических и общественных кругах высок, искать долго не пришлось… Помогли руководители администрации области, начальники департаментов образования и науки, печати и информационной политики.
Монография вышла под названием «Себердә татар мәгарифе. ХХ гасыр». На богатейшем материале в ней исследуется история одной из интереснейших малоизученных проблем национальной культуры – татарского народного просвещения на рубеже столетий.
Примечателен тот факт, что ученые-педагоги не раз обращались к изучению и освещению проблем народного образования в Сибири. Широко известны труды профессора Тобольского педагогического института Ю.Прибыльского, кандидата исторических наук И.Гарифуллина и др. Работа Л.Хабибуллиной оригинальна тем, что ни в чем не повторяет ранее изданные труды, она основана на собственном жизненном и педагогическом опыте, на документальных материалах.
Монография состоит из нескольких разделов и включает материалы, собранные автором на протяжении многих лет кропотливого труда, поисков, командировок и личных поездок по школам юга Тюменской области. Логику мысли автора можно проследить, познакомившись с заголовками глав и параграфов: «ХХ век – начало нового этапа в развитии татарских школ. Общественно-исторические события (1920 – 1941 гг.). Видные педагоги I половины ХХ в. Прогрессивные перемены в развитии татарских школ во II половине ХХ в. Семилетние и средние школы. Высшие учебные заведения. Ученые Тюменской области и их роль в деле воспитания и образования татарской молодежи. Биографии видных педагогов, учителей-ветеранов. Краткая история татарских школ. Научные связи с Республикой Татарстан».
Педагог-ветеран Люция Бадретдиновна Хабибуллина выполнила серьезную научную работу, увековечила столетнюю историю национальной школы Сибири, ярко осветила роль татарской интеллигенции края в благородном деле обучения и воспитания подрастающего поколения.
В целом, труд Л.Хабибуллиной имеет большую теоретическую и практическую значимость. Отдельные фрагменты книги прошли апробацию на страницах областной татарской книги «Яңарыш», вызвали большой интерес у общественности. Результаты, достигнутые автором, будут способствовать привитию любви к благородной профессии учителя.
В эти дни Люция Бадретдиновна вновь склоняет голову над чистым листом бумаги, вновь готовит материалы, на этот раз они посвящены юбилейному году Великой Победы. В тяжелые годы Великой Отечественной войны проходило становление юной личности, работавшей за учительским столом, в колхозном поле, на току, в клубе. Учитель на селе – и швец, и жнец, и на дуде игрец. Пережить тяготы и лишения военной поры помогала вера в победу. Победа ковалась потом и кровью таких тружеников тыла, как Люция Бадретдиновна Хабибуллина.

Комментарии закрыты.